Смотровая яма в гараже - как сделать своими руками, размеры

Смотровая яма в гараже

Автолюбитель, который хотя бы раз лежал под машиной на холодной земле, пытаясь дотянуться до неудобной гайки, может оценить комфорт работы, когда все перед глазами и можно орудовать инструментами, не сгибаясь «в три погибели». Наличие смотровой ямы в личном гараже позволяет произвести осмотр и обслуживание труднодоступных мест автомобиля, а также сделать самостоятельный ремонт днища и расположенных снизу узлов без поездки в автосервис.

небольшая смотровая яма в гараже

Как сделать смотровую яму в гараже

Закладывая новую постройку, предусмотрительный автолюбитель запланирует строительство смотровой ямы в гараже сразу, чтобы после возведения гаража не пришлось снова искать возможности для его переоборудования. Владельцу готового гаража тоже не стоит отказываться от преимуществ, которые предоставляет смотровая яма. Ведь ее можно сделать самостоятельно.

В сети интернет много информационных материалов как своими руками построить в гараже смотровую яму. Поэтому при наличии опыта строительства, вы можете лично дооборудовать своими руками свой гараж, сделав его еще более удобным.

Себестоимость такого сооружения довольно низкая. Вы можете использовать подручные строительные материалы:

  • старый кирпич и камни,
  • отрезки арматуры и проволоки для железобетонных стен,
  • куски металлического уголка, швеллера, труб.

Часть работ при желании и возможности вы выполните сами, не нанимая дополнительной рабочей силы.

Какими должны быть размеры смотровой ямы в гараже

наглядная схема размера ямы в гараже

Приступая к строительству, необходимо предварительно определить форму, глубину и длину гаражной ямы, а также выбрать материал для ее устройства.

Мы приведем вам общие рекомендации по планированию, которые помогут выбрать оптимальную конструкцию и сделать правильный расчет размеров и вы их сможете сделать своими руками.

Традиционно яма представляет собой прямой котлован, обложенный кирпичом или со стенками из железобетона. Для большего удобства его делают Г-образным, используя короткий отрезок в торце для спуска. В нем устраивают стационарную лестницу.

  • Длина прямой ямы рассчитывается, исходя из продольного размера автомобиля, к которому прибавляется около метра. Это нужно для организации удобного спуска под машину, которая уже находится на яме.
  • В глубину размеры смотровой ямы в гараже ориентируются на рост мастера, который будет находиться в ней. К имеющейся цифре нужно прибавить 10-15 см, что позволит ходить под машиной не пригибаясь. Если она окажется слишком глубокой для другого человека, придется воспользоваться дополнительными помостами. При подготовке котлована нужно помнить, что глубина смотровой ямы в гараже при строительстве должна быть несколько больше. В проекте нужно учитывать толщину пола, наличие которого предохранит от возможного подтапливания ямы грунтовыми водами, а также создаст комфорт при движении во время работы в ней.
  • Ширина смотровой ямы зависит от размеров вашей машины. Однако ориентироваться под конкретный экземпляр техники не стоит. Ведь вы можете в будущем сменить автомобиль, взяв модель с другим параметром колесной базы. Но для расчетов можно принять, что этот показатель равен расстоянию между внутренними сторонами колес с небольшими отступами внутрь для обеспечения безопасности при въезде-выезде на яму. С этой же целью устраивается колесоотбойник по краям ямы, не позволяющий автомобилю сорваться в нее. Средняя ширина составляет 80 см – этого достаточно для комфортной работы под днищем машины.

Определение размеров смотровой ямы для проекта

При планировании строительства все эти цифры корректируется. Котлован выкапывается шире – делают прибавку на толщину стен.

Взяв основные размеры, вам нужно прибавить к глубине около 20 см, а ширину и длину увеличить на толщину стен по всему периметру. Это надо учитывать сразу, чтобы по завершению строительства вы не получили яму уже, чем планировали.

Как разметить и выкопать смотровую яму в гараже

капание ямы в гараже

Размечая строительную площадку под новый гараж или задумав перепланировку уже существующего, нужно сразу определить, где яма будет располагаться. Бывалые автолюбители предпочитают смещать продольную ось ямы к одной из стен. Это позволяет устроить верстак или шкафчики на освободившейся площади. Нужно проследить при этом, чтобы до ближайшей стены от края ямы оставался промежуток не менее 1 метра. Это убережет ваш автомобиль от царапин и вмятин.

Смотровая яма в гараже, своими руками строится довольно быстро. Основной объем работ – это выемка грунта из котлована. При копке ямы ее боковые стены рекомендуется делать с небольшим отклонением наружу от вертикали. Это поможет избежать осыпания грунта при дальнейшей работе.

Наиболее часто используемые материалы для сооружения ямы – это кирпич и бетон. Значительно реже, но все-таки приходится делать смотровую яму, применяя принцип кессона. Такая конструкция требует особенной тщательности исполнения, поскольку нормально функционирует только при абсолютной герметичности. Однако такие варианты используются редко, и только там, где по-другому с подступающей из грунта водой не справиться.

Обустройство котлована заключается в выравнивании всех его горизонтальных участков, подготовке к кирпичной кладке или сооружении опалубки для литья бетонных стен. Изучив рекомендации строительной литературы, вы самостоятельно можете узнать все особенности изготовления стенок из бетона. Важным в этом процессе является изготовление стяжки пола и правильная сборка армирующего каркаса. Железные элементы не должны выступать на поверхность стен, чтобы предотвратить их быструю коррозию. Также нужно обратить внимание на перевязку металлических частей конструкции в углах. От этого зависит прочность всего строения.

Если мы возводим стены смотровой ямы из кирпича, то здесь особых рекомендаций нет. Кладка проводится по обычной технологии. Любой человек, знакомый с работой каменщика, способен быстро выложить короб ямы, соблюдая при этом основные требования по строительству.

Защита смотровой ямы от негативных факторов

Главный бич смотровых ям – это конденсат. И от этого уйти невозможно. Перепад температур всегда вызывает выпадение росы, и путей борьбы с этим явлением почти нет.

Наружная защита делается, чтобы предотвратить просачивание грунтовых вод. При подготовке котлована нужно учитывать, что если горизонт их залегания проходит меньше чем на 2,5-метровой глубине, риск увидеть в гараже бассейн весьма велик. Внутренняя гидроизоляция в таких случаях не спасет — воду выдавит через малейшие трещины.

При заливке железобетонных стен с гидроизоляцией не должно возникнуть проблем. Ее слой просто прижимает массой раствора к стенкам котлована. И в таком положении бетон застывает, надежно фиксируя материал изоляционного слоя.

Несколько сложнее ситуация с кирпичными стенами. Зазор между кладкой и поверхностью котлована достаточно узкий. Поэтому один из вариантов устройства гидроизоляции – нанесение защитного слоя сразу при выкладывании очередного ряда кирпича. Так, порядово, изоляционный слой будет расти вместе со стеной ямы. Но чаще всего обходятся нанесением изоляционного слоя на внутреннюю поверхность кирпичной кладки.

Бортик колесоотбойника поможет защититься от воды, которая может попасть снаружи при дожде или работе с водяными шлангами.

Независимо от того, из каких материалов делают яму, в ней обязательно нужно устроить приямок для сбора воды. Это предотвратит скапливание воды на полу и обеспечит безопасность работы. Его регулярно опорожняют при помощи насоса.

Создание комфортных и безопасных условий своими руками

Не менее важным параметром создания удобных условий для находящегося под автомобилем человека является освещение и вентиляция смотровой ямы в гараже.

  • Скопление углекислоты и вредных для здоровья газов (паров горючего, выхлопа) может стать угрозой для жизни работающего внутри человека. Проводя планирование вентиляции смотровой ямы, нужно учитывать внутренний объем воздуха в гараже, который должен циркулировать постоянно. И исходя из этого выбирать, какой вариант будет более приемлемым – принудительная или естественная вентиляция. Самый простой способ предотвратить застой воздуха в яме – завести в нее отрезок гибкой гофротрубы, нижний край которой будет находиться на уровне пола, а верхний выступать над землей снаружи гаража на 20 см.
  • Светильники в смотровой яме, а также идущие к ним провода, должны работать от 36 Вольт и иметь соответствующий класс защиты. Вам нужно приобретать электрооборудование, допущенное стандартами к размещению в помещениях с повышенной влажностью. В противном случае, все осветительные приборы быстро выйдут из строя, при этом став угрозой вашей жизни. При организации освещения смотровой ямы рекомендуется помимо стационарных светильников сделать фонарь на отдельном свободном проводе, который поможет вам осветить самые неудобные и скрытые участки нижней поверхности автомобиля. Такая «переноска» также изготавливается с максимальной изоляцией и из ударопрочного материала.
  • Чтобы было удобнее работать и не приходилось постоянно отвлекаться для подъема на поверхность за понадобившимся инструментом, в стенке ямы сооружают нишу. В ней хранят весь нужный инвентарь, который может пригодиться при обслуживании машины. Такая альтернатива верстака поможет сэкономить место в гараже.
  • Если вы планируете проводить под автомобилем достаточно много времени, вам стоит подумать про утепление смотровой ямы в гараже. Зимние температуры могут опускаться достаточно, чтобы ваше пребывание в яме становилось некомфортным уже через несколько минут. Чтобы позволить себе роскошь не отрываться от процесса работы, автомастера устраивают отопление смотровых ям. Установка обогревателей оправдана, если стены ямы имеют термоизоляцию – тогда тепло не уходит бесполезно. В качестве утеплителя сегодня можно взять различные материалы:
    • вспененный полиуретан,
    • пенопласт,
    • экструдированный пенополистирол.

Зафиксировав их на стенах согласно соответствующей технологии, вы получите качественное и долговечное утепление своей ямы.

Многофункциональный гараж

Многие хозяйственные автолюбители используют гараж и как хозяйственный блок, устраивая в нем погреб для хранения консервации и зимних запасов. Это сооружение можно запланировать вместе со смотровой ямой, но только если размер гаража позволяет подобную роскошь. В малогабаритных гаражах, а особенно там, где грунтовые воды близки к поверхности, поможет решить проблему с хранением запасов устройство кессона. Эта конструкция делается герметичной, что надежно сберегает ее содержимое от затопления. Для строительства кессонов используют:

  • кирпич,
  • камень,
  • железобетон,
  • металл.

Существует множество проектов, которые вы можете найти в интернете. Устройство такого хранилища – более ответственный процесс. И тут вам может понадобиться помощь специалиста.