Как сделать отопление гаража на отработке. Схемы и советы

Как сделать отопление гаража на отработке

Отопление гаража на отработке позволяет использовать отходы, возникающие при обслуживании автомобиля, с пользой. Принцип действия отопительных устройств известен давно, классический пример — «буржуйка». В настоящее время можно приобрести уже готовую к эксплуатации печь, которая выполнена с учетом всех требований безопасности, но можно ее соорудить и своими руками.

печь на отработке

Как сделать печь?

Гараж не относится к жилым помещениям, где надо постоянно поддерживать комнатную температуру, однако и излишний холод в нем не дает возможность произвести необходимые работы. Для того, чтобы было возможно находиться в гараже и нормально обслуживать автомобиль в зимнее время, необходим нагревательный прибор, который запускается на нужный срок.

Существует множество способов для решения проблемы, но они, как правило, требуют затрат на приобретение топлива или подведение централизованной магистрали, для чего необходимы соответствующие разрешительные документы. Отопление гаража отработкой позволяет решить все без излишних затрат и согласований. В основе такой системы лежит печь, работающая на отработанном автомобильном масле, причем, если подключить отопительный контур, можно обогреть достаточно большое помещение.

Масляные печи не могут основываться на простом сжигании масла, т. к. это вещество по своей сути является плохо горящим, тяжелым топливом. К этому следует добавить еще и наличие загрязнения с учетом использования отработанного состава. Для обеспечения более полного сгорания масло необходимо превратить в более легкое топливо, т. е. расщепить его. Это условие обеспечивает пиролиз жидкости, являющийся пламенным расщеплением вещества.

С учетом сказанного, принцип действия масляной печи для гаража основан на обеспечении двухэтапного сжигания топлива. На первом этапе необходимо получить масляные пары и нагреть их до температуры не ниже 350-450 ºС, когда и начинается пиролиз. Далее выделяются горючие газы, которые на втором этапе полностью сгорают с созданием высокой температуры. Только при такой технологии обеспечивается высокий кпд установке для обогрева.

Принцип работы установки

Первый этап работы печи для отработанного масла обеспечивает проведение процесса пиролиза. Он осуществляется на основе следующих принципов:

  1. Сжигание масла. Это самый простой способ получения горючих легких газов, и заключается он в простом поджигании масла в резервуаре в виде трубы с расширением. Газовоздушная смесь, образующаяся при сжигании тяжелой масляной фракции, поднимается вверх и поступает в камеру, где сгорает практически полностью. Необходимо отметить, что закручивание газового потока, т. е. использование силы Кориолиса, значительно повышает эффективность установки. Дожигание газов происходит в камере сгорания. Здесь важно обеспечить постоянный приток воздуха (кислорода), который способствует горению. Для обеспечения воздушного притока эта камера должна иметь дырчатую конструкцию. При самодельном изготовлении масляные печи обычно конструируются с использованием данного принципа.
  2. Принцип котла. Для того, чтобы устранить вредные выделения и максимально повысить кпд, процесс пиролиза и дожигания газов осуществляется в пламени горелки. На первом этапе масло подается в раскаленный котел, где, соприкасаясь с его стенками, активно испаряется. Поднимающиеся пары смешиваются с кислородом воздуха и подаются в зону действия факела горелки. В результате такого процесса происходит полное сжигание горючей смеси. Второй принцип чаще применяется в готовых установках промышленной сборки. Своими руками изготовить такую печь достаточно сложно.

Конструктивные элементы

При изготовлении печи для гаража чаще всего используется принцип прямого поджигания масла. Конструкция ее включает обычно такие основные элементы:

  1. Нижняя камера сжигания масла. Эта часть печи считается низкотемпературной и совмещается с баком для отработанного масла. Через этот бак заливается масло, которое и поступает в камеру, снабженную отверстиями для подачи воздуха. Желательное условие — возможность регулирования подачи воздушного потока, достигаемая регулировкой открывания отверстий.
  2. Средняя камера. В этой зоне горючие газы обогащаются кислородом воздуха, а смесь поджигается. Наиболее характерная форма данной камеры — трубы с многочисленными отверстиями для доступа воздуха.
  3. Верхняя камера сгорания. В верхней части печи осуществляется окончательное сжигание газовой смеси. Здесь формируется дым, который отводится через дымоход.
  4. Дымоход, как и в любой печи, играет важную роль в создании тяги, т. е. скорости движения газа в верхнем направлении. Он должен иметь длину не менее 3,5 м, причем без горизонтальных участков. Следует учитывать, что сгорающее загрязненное масло способно создавать значительный нагар, а дополнительные стыки и горизонтальные зоны лают возможность накапливаться сажи и, таким образом, перекрывать канал. Внутри гаража дымоход допускается монтировать с уклоном (угол не менее 50º), а над гаражной крышей он устанавливается строго вертикально. Верхний торец обязательно закрывается колпаком для исключения попадания внутрь осадков.

Печь для гаража на отработанном масле, как правило, изготавливается из стального листа, причем необходимо выбирать конструкционную жаропрочную разновидность. Используется стальной лист толщиной не менее 4 мм. Наибольший нагрев происходит в верхней камере (более 750º), что обуславливает применение в этой зоне листа максимальной толщины. Нередко при изготовлении самодельной масляной печи используются стальные трубы разного диаметра.

Необходимый инструмент

При изготовлении печи для отопления гаража отработанным маслом необходимо заранее приготовить следующее оборудование и инструменты:

  • сварочный аппарат;
  • сварочные электроды нужного диаметра;
  • болгарка;
  • электродрель;
  • шлифовальная машина;
  • ножовка по металлу;
  • набор напильников;
  • молоток;
  • кувалда;
  • плоскогубцы;
  • зубило;
  • кисть малярная;
  • рулетка;
  • металлическая линейка;
  • угольник;
  • штангенциркуль;
  • строительный уровень;
  • отвес;
  • щетка металлическая;
  • наждачная шкурка;
  • приспособления для изгибания труб;
  • ножницы по металлу.

Изготовление установки

Изготовление печи для гаража начинается с разработки или выбора типового чертежа с полной деталировкой всех элементов. Для того, чтобы обеспечить отопление в гараже стандартных размеров, масляная печь изготавливается в следующем порядке:

  1. Изготовление нижней камеры сжигания масла. Ее, как правило, совмещают с топливным баком. Камера представляет собой единую емкость, в которой делается отверстие для заливки отработанного масла, а также большое отверстие для установки трубы средней камеры. Стенки формируются из стального листа толщиной 4-5 мм в форме цилиндра или трубы с внутренним диаметром не менее 300 мм. Снизу приваривается днище и ножки из металлического профиля. Крышка делается в форме круга. В центре его вырезается отверстие диаметром 95-110 мм. Ближе к краю сверлится отверстие диаметром 50-60 мм. Чаще всего крышку изготавливают съемной, но с возможностью плотного прилегания к баку при закрывании.
  2. Изготовление средней камеры. Она изготавливается из стальной трубы диаметром 100-105 мм и длиной порядка 35-38 см. В трубе равномерно по всей поверхности (по окружности и высоте) сверлятся отверстия диаметром порядка 9-10 мм.
  3. Установка средней камеры. Подготовленная труба строго перпендикулярно приваривается к крышке нижней камеры так, чтобы отверстие крышки совместилось с каналом трубы. На втором отверстии крышки монтируется заслонка, которая может крепиться с помощью болтов. Данное отверстие диаметром 5-6 см предназначается для наливания топлива и поджигания его.
  4. Изготовление верхней камеры сгорания. Эта операция осуществляется аналогично первому шагу. Вверху печи формируется емкость из листового цилиндра или стальной трубы диаметром 340-360 мм. В приваренном к баку днище прорезается отверстие, равное диаметру трубы второй камеры, причем это отверстие делается не в центре, а смещено к краю. Снизу приваривается отрезок трубы, для того чтобы с его помощью верхняя камера одевалась на трубу снизу. Таким образом обеспечивается съемная конструкция этого элемента печи.
  5. Изготовление крышки. Верх последней камеры имеет самую высокую температуру. Для повышения надежности крышка верхней камеры изготавливается толщиной 6-8 мм. В ней прорезается отверстие для дымохода, причем это отверстие должно совпадать с отверстием в днище. Рядом с дымоходным отверстием приваривается отсекатель в виде перегородки из металической полосы толщиной 10-12 мм. К крышке приваривается отрезок дымовой трубы, которая затем соединяется с дымоходом.
  6. Укрепление конструкции. Для упрочнения печи между нижней и верхней камерой привариваются металлические распорки (уголок или труба размером 25-35 мм). Окончательное обустройство печи включает окрашивание термостойкой краской для защиты от коррозии.

Как эксплуатировать установку

Масляная печь для гаража имеет переносное исполнение, а потому следует установить ее с учетом всех требований пожарной безопасности. Следует помнить, что придется иметь дело с открытым пламенем в помещении, где присутствуют легковоспламеняющиеся вещества. Устройство монтируется на специально подготовленной площадке, где есть термостойкой покрытие. Корпус печи должен отстоять от автомобиля, стен, стелажей и складируемых материалов не ближе, чем на 1 м.

Печь должна стоять строго вертикально, что следует проверить отвесом. К ней должен быть обеспечен свободный подход, а также оставлена площадка для спокойного залива масла. Дымоход должен иметь теплоизоляцию и быть защищен от коррозии.

При эксплуатации печи необходимо обеспечить периодическую чистку от нагара и сажи. Для этого снимается крышка с дымоходной трубой и тщательно удаляются все осадочные вещества и загрязнения. В принципе, конструкция может работать на любом машинном масле (натуральном и синтетическом). Заливается топливный бак на объем, не превышающий половину емкости, чтобы оставить место для накопления паров. После заливки масла в бак не следует сразу его поджигать. Надо выдержать жидкость с открытой заслонкой для насыщения кислородом воздуха.

Зажигание обеспечивается специальными спичками для каминов или лучиной. Сразу после розжига заслонка перекрывается наполовину. Далее по мере разогревания камеры с ее помощью обеспечивается регулировка поступления воздуха в бак. При использовании рассматриваемой установки следует всегда помнить, что она предназначена для масла, т. е. тяжелого топлива. Заливание бензина или керосина категорически запрещается, т. к. это способно вызвать взрыв.

Отопление в гараж с помощью отработанного машинного масла можно сделать, установив готовую или самодельную печь. При соблюдении технических требований и правил безопасности такое устройство обеспечит комфортное обслуживание автомобиля даже в самое холодное время года. Кроме того, такая технология позволяет избавиться от проблемы утилизации отработки и загрязнения почвы.